TM7

Комплекс по ул. Маяковского

 Значительную лепту в преобразование Минска вносит Творческая мастерская-7, участвующая во многих градостроительных проектах. Одним из ярких объектов, играющих важную градоформирующую роль, несомненно станет крупный жилой комплекс в границах улиц Маяковского -Оранжерейная - Луговая -Полевая. В нем явственно прочитывается средовой подход к архитектуре, и, что не менее важно для произведения зодчества, - узнается индивидуальный почерк создателей. О творческом процессе, ответственности перед заказчиком и перед собой, вере, ожиданиях и реалиях проектной работы на примере данного объекта размышляет директор мастерской Анатолий Зиновьевич Цейтлин.

Площадь территории 7,119 га.
Застройка квартала включает 6-этажный многофункциональный общественный комплекс с двумя встроенными 2-этажными гаражами-стоянками на 176 машино-мест; три 25-этаж­ных точечных 210-квартирных жилых дома; два 19-23-этажных 162-квартирных жилых до­ма со встроенно-пристроенными торговыми объектами; встроенный подземный двухуровне­вый гараж-стоянку на 906 машино-мест, а также открытый отдельно стоящий гараж-стоянку на 309 машино-мест со встроенными торговыми помещениями. Кроме того, на территории проектируемого квартала расположено существующее 18-этажное жилое здание со встроен­но-пристроенными объектами общественного назначения.
Композиционное решение подчинено общей градостроительной концепции и учитывает мас­штаб, силуэт, стилевые особенности архитектуры существующего района. Объемно-плани­ровочное решение продиктовано функциональным назначением, зонированием территории и существующим рельефом.


     Район улицы Маяковской становится важным градостроительным узлом столицы, и повышен­ный интерес к ее застройке, формированию со­вершенно новых параметров в ее архитектуре вполне оправдан. Судьба нашего объекта, наме­ченного к появлению в этом месте, как, собствен­но, и многих других, довольно прозаична: "рожде­ние" его растянулось на многие годы.

Очень давно, лет 15-16 назад - коллеги пом­нят! - существовала творческая мастерская А. Чадовича, которой было предложено разра­ботать концепцию застройки территории част­ного сектора, находящегося на берегу Свислочи в районе ул. Маяковского (вместе с поймой реки). Группа молодых энтузиастов (сейчас все они раз­брелись по миру в силу разных причин) на вол­не романтизма тех лет создала прекрасную "кар­тинку" и назвала ее "Славянская долина". Пред­ставляли они свою концепцию на разных конкур­сах, даже на архитектурном симпозиуме в Лон­доне этот макет - он еще "живой", висит в нашей мастерской - был удостоен внимания авторитет­ных мастеров. Потом началась совершенно иная эпоха, экономическая ситуация ухудшилась, вре­мена романтизма ушли. Инвестиций не было, идея постепенно угасла...

Прошло время. Появился заказчик, который грамотно изложил свои доводы относительно бу­дущего данной территории. Был выделен учас­ток, правда, немного меньше, чем предполага­лось прежде, - на той стороне ул. Маяковско­го, где находится частный сектор. Считаю, город принял абсолютно правильное решение: част­ный сектор оттуда надо убрать, облагородить среду, привести в четкую градостроительную систему. И если, абс­трагируясь от финансовой стороны вопроса, удастся осуществить все, что заложено проектом, может получиться восхитительный мега-оазис для достойного проживания.

Минскпроект в свое время выполнил детальный план жи­лой территории и расположил там несколько объектов жи­лого и общественного назначения. По нормам интенсивнос­ти застройки сделано все было просто замечательно. Ко­нечно, норма эта, устанавливающая, что на данной терри­тории можно разместить столько-то квадратных метров жи­лья, - понятие философское, поскольку предполагает абсо­лютно пустой отрезок земли, который нужно застроить. Она заложена в генплане города и адекватна естественной среде обитания. Кроме того, есть еще норма озеленения на одного проживающего и т.д. Все эти цифры сбалансированы меж­ду собой, составляя единую нормативную базу, имеющуюся у нас на данный момент.

И все же есть одно "но", притом очень существенное. Когда инвестор застраивает территорию, идущую под снос, он заве­домо знает будущие издержки, и его естественное желание -выжать из этого куска земли максимум возможного. Здесь, в частности, напичкано много домов-хижин, есть и особняки, появившиеся в то время, когда четкой градостроительной по­зиции относительно данной застройки еще не было.

Что же получается теперь? Нужно всех снести и, естествен­но, заплатить им. А все это, не говоря уже об инфраструктуре, ложится весомым грузом на себестоимость квадратного мет­ра. Отсюда и появляются такие немыслимые цифры стоимо­сти жилья. Да, это значительно превышает нормативные пока­затели, но они, по сути, устраивают инвестора, потому что впо­следствии, построив и продав недвижимость, он сможет что-то заработать - бизнеса без денег, как известно, не бывает.

Итак, заказчик получил добро и, памятуя, что мы являем­ся правопреемниками бывшей мастерской Чадовича, обра­тился к нам.

Знаете, бывают минуты озарения. Я предложил свое виде­ние этого комплекса, аргументируя мельчайшие детали. За­казчик в строительном бизнесе не новичок и прекрасно по­нимает, о чем речь. Идея была воспринята, после утвержде­ния ее в руководящих кругах мы сделали эскиз застройки.

40-летний опыт практической работы воспитал во мне чув­ство ответственности перед инвестором. И я никогда не смо­гу выпустить под своим именем проект, не прочувствовав его сущности, не предопределяя его функцию и назначение.

Предположим, вы нарисовали замечательную картинку, все восприняли ее на "ура", заказчик дает отмашку. А когда пошли дальше - не получается так, как нарисовано (у меня, к счас­тью, такого не было). Но ведь, как правило, заказчику невдо­мек, что это была всего-навсего идея, а сейчас, когда реаль­но подошли к проектированию, что-то меняется, что-то остает­ся прежним, и вот это "что-то" часто меняется не в лучшую, а в худшую сторону. Потому что если еще на стадии эскиза не за­думаться, как все будет затем запроектировано и построено, ничего не получится. Можно "завинтить" 67 этажей, а потом оказывается, что в данном случае допустимо всего лишь 9...

Но в этот объект я почему-то верил. Досконально прора­ботал все: и планы, и будущую инфраструктуру, и фасады, и уже на базе этого получилась "картинка", полностью учиты­вающая требования и пожелания заказчика. Проект был без проволочек согласован и одобрен в комитете по градострои­тельству и архитектуре.


Однако почти год ничего не происходило. Хотя, повто­ряю, мы верили в этот объект и продолжали над ним рабо­тать, скрупулезно оттачивали все детали, чтобы к моменту, когда пробьет его час, он был, что называется, в полной бое­вой готовности.

Сейчас особенно ценятся время и деньги. И если бы мы ос­тановили проектные работы, то в случае экстренной надоб­ности пришлось бы "доводить" его минимум полгода. А так мы в течение двух месяцев закончим шлифовку и представим полностью готовый проект обоснований инвестиций.

В проектировании появилась стадия, узаконенная с 1 ян­варя 2008 года, - обоснование инвестиций. Она несколько укороченная, дает общее представление для экспертизы, после прохождения которой можно сразу приступать к раз­работке "строительного проекта". Это существенно сокра­щает инвестиционный цикл. Короче говоря, новое положе­ние устраивает и проектировщиков, и заказчиков.

Возвращаясь к срокам проектирования, скажу: один по­ложительный фактор того, что оно откладывалось, все-таки был - за это время Минскинжпроект выпустил документацию по расширению ул. Маяковского. На тот период, когда делал­ся эскиз, шли только разговоры о намерениях города расши­рить улицу до 4 полос в обе стороны. Это существенно для нашей застройки, и поскольку принципиальная работа уже закончена, то, имея на руках всю информацию, мы, говоря техническим языком, сможем подключиться к тем перспек­тивным сетям, которые будут запроектированы вдоль ул. Ма­яковского, и грамотно разместить свой комплекс. А ведь каж­дому архитектору не раз приходилось проектировать объект, несколько опережая проектирование улиц, отчего возникало великое множество проблем.

В чем заключалась идея? Поскольку ул. Маяковского расширяется до 8 полос с элементами скоростной магист­рали, произойдет существенное наполнение по транспор­ту. Значит, задача архитектора - создать по возможности наиболее комфортные условия для проживания в проекти­руемом комплексе. Поэтому со стороны улицы мы сделали своего рода охранную зону: перед жилыми домами поста­вили большую "занавеску" - административно-обществен­ный комплекс, который возьмет на себя роль защитника от шума и других неудобств, проистекающих из месторас­положения объекта. Он будет иметь многочисленные сквоз­ные проходы - это не сплошная стена, а четко продуман­ная структура с арками, создающими иллюзию свободно­го незамкнутого пространства, через которые можно бес­препятственно пройти и попасть, например, в зеленую зону. Кроме того, в двух местах предусмотрены подземные пере­ходы, которые обеспечат транспортную безопасность пе­шеходам.

Ландшафтно-рекреационная зона, с которой соседству­ет комплекс, придает ему особый шарм. Набережная реки, парк, что будет здесь заложен, - все говорит в пользу этого места. Так что жителям квартала (а также близлежащих до­мов) в далеком или недалеком будущем повезет, поскольку они смогут пользоваться всей территорией - облагорожен­ной, экологически приемлемой для жизни.

А мы в свою очередь постарались привнести в комплекс элементы качественной, современной архитектуры. Много­этажные устремленные вверх здания и горизонтальный про­тяженный фасад общественного корпуса, визуально конт­растируя, создают прекрасный силуэт этого гармоничного ансамбля. Он получается и многодельный, и многопрофиль­ный, и функциональный.

...Каким мы его увидим в "натуре" - покажет время. К со­жалению, нынешняя строительная практика такова, что жильцам сдается просто "коробка", а дальнейшее обуст­ройство они производят по собственному разумению и сред­ствам. И получается, что спустя год-два, когда наконец почти во всех квартирах закончится "самостоятельный этап строи­тельства", общественные зоны - лифты, лестничные пло­щадки и т.д. приобретают далеко не презентабельный вид. А все так хорошо задумывалось...

Может, и нам стоит позаимствовать зарубежный опыт, ког­да жильцы въезжают в новую квартиру с полностью оборудо­ванной кухней, с мебелью (выбранной по согласованию с бу­дущими хозяевами), и им остается только расставить свои легкие дизайнерские акценты? А чтобы выйти на лоджию и перекрасить ее, поменять что-нибудь на свой вкус - такая мысль никому даже в голову не придет...

 ссылка на проект

Журнал "Архитектура и Строительство" 8/2009, август